kk

Чего хотят москвичи: биться с режимом или просто почистить пруд?

951 views Кавказский в СМИ, Мосгордума

Оппозицию не допустили до выборов в Мосгордуму — фильтр по сбору подписей не преодолел почти никто из независимых кандидатов. И все же в некоторых округах между собой борются яркие, сильные и интересные кандидаты. О таких «парах» соперников «Новая» расскажет вам в нескольких номерах.

Первая серия — о 45-м избирательном округе (районы Басманный, Красносельский, Мещанский, Сокольники).

Кавказский VS Кузьминов. Кто будет лучшим депутатом — политзэк или ректор Высшей школы экономики — засомневалась даже оппозиция

Коалиция «За Москву» должна была стать ведущей силой оппозиции на выборах в Мосгордуму. Единым фронтом договорились идти Илья Яшин, Николай Ляскин, Мария Гайдар, Ольга Романова — «старая гвардия» протеста. Но из-за барьера — сбора подписей — только два члена коалиции продолжают кампанию, и те идут по списку «Яблока»: Юлия Галямина и Варвара Грязнова. В 45-м округе у коалиции — никого, а округ важный, центральный, к тому же в нем прописана большая часть коалиции.

Оппозиционный кандидат в округе — «яблочник» и амнистированный «узник 6 мая» Николай Кавказский. Главным конкурентом Николая должен был стать депутат прошлого созыва МГД, единоросс Кирилл Щитов. По районам уже развесили его агитацию, но вдруг он снялся, а «Единая Россия» поддержала самовыдвиженца, ректора Высшей школы экономикиЯрослава Кузьминова. Коалиция засомневалась, не поддержать ли тоже ученого, и организовала по встрече с каждым из двоих. Кавказскому устроили допрос с пристрастием.

— Подходит к вам житель и спрашивает: «Чем вы лучше Кузьминова?» — предлагает ситуацию Марина Литвинович. — Назовете пять причин?

— Кузьминов — кандидат от власти, — мгновенно отвечает Николай.

— Рейтинги у власти — под 90 процентов, — возражает Литвинович. — Почему вы лучше?

— Он вряд ли будет уделять много времени нуждам жителей, будет заниматься академической деятельностью, как раньше. А голосовать будет так, как скажет ему партия, — на этом аргументе Николай остановился.

Впрочем, посчитали некоторые, голосовать, как скажет партия, могут не только сторонники ЕР.

— На Митрохина тоже могут давить, — заметил Николай Ляскин. — Где у тебя грань, когда ты «пошлешь» партийную линию и скажешь: «Нет, я лучше знаю, что нужно избирателям»?

— Если я в чем-то не согласен с Митрохиным, я ему об этом говорю. У нас в «Яблоке» существуют демократические механизмы, — парировал Кавказский. — На региональном совете, например, я возражал против переименования станции метро «Бауманская».

Для Кавказского идеологическая чистота важнее прочего. Даже с Навальным, за чей электорат в этих самых протестных районах Москвы они с Кузьминовым бьются, он не видит возможности сотрудничать или в чем-то соглашаться — ведь из «Яблока» Навального исключили за национализм. Тем более Кавказский не собирается добиваться чего-то через сотрудничество с властью, предпочитая борьбу с ней.

В отличие от него Кузьминов, по его собственному признанию, в хороших отношениях с Собяниным и регулярно с ним встречается. «Вокруг идеи «сместить клику Путина» нельзя выстроить коалицию разных сил, а вокруг задачи «добиться, чтобы землю использовали на благо жителей» — можно, еще и часть людей от власти поддержит!» — так объясняет Кузьминов свои приоритеты.

Волонтеров у Кавказского пока не хватает. По его мнению, для победы их должно быть не меньше пятидесяти, а пока тридцать — кое-где провисает агитация. Активисты ходят расклеивать стикеры с портретом Николая, профессиональные разносчики перед встречей в округе раскладывают предвыборную газету по почтовым ящикам в подъездах — за газету и ее распространение платит партия, других денег у Кавказского попросту нет.

Агитация действует плохо: на встречу во дворе гигантского дома в Сокольниках не приходит вообще никто. «Я проверял — на следующий же день объявления о встрече срывают! — сердится помощник Кавказского в Сокольниках Евгений, — А Кузьминов висит!»

Увидев отдыхающих на скамейке старичков, Николай идет агитировать их и демонстрирует знание районных проблем: местную поликлинику переносят на Семеновскую из-за строительства второго кольца метро, совершенно не нужного в Сокольниках, собираются рубить деревья…

— К нам этот, другой, уже приходил, — информирует одна из бабушек.

— Да они теперь до сентября будут ходить — то один, то другой! — вырывается у Анастасии, старшей по дому — она как раз шла с работы.

— Этот Кузьминов обещал нашим домом заняться. Посмотрим, что сделает. Если выполнит обещание — за него будем голосовать, — продолжает бабушка: дом давно не видел капитального ремонта и начинает сыпаться.

Кузьминов действительно решил заняться Москвой прямо сейчас, не дожидаясь мандата и полномочий. Его штаб — готовая организация по улучшению города. Каждый день волонтеры обходят вверенный им район, собирая с жителей наказы. Районные координаторы — тоже волонтеры, но уже показавшие себя — их систематизируют, отметая заведомо глупые требования и отбирая те, решение которых под силу уже сейчас. Транспортная группа слушает лекцию приглашенного эксперта по транспорту — Егора Мулеева из ВШЭ — и допытывается: «Кто отвечает за то, сколько горит светофор на переходе, кому звонить? А реально ли сделать так, чтобы на маршруте было больше троллейбусов?» В планах — заставить местные власти признать аварийные дома аварийными и начать расселение, а также добиться очистки Путеевских прудов в Сокольниках, чтобы там можно было купаться.

— Если полтора месяца мы будем только обещать и не покажем, что на что-то способны, мы уподобимся тем, кто обещает каждой бабе по мужику, — говорит Валерия Касамара, начальник штаба и завлабораторией в «Вышке». — Мы, например, придумали рейд в связи с жарой: по закону газоны должны поливать каждые два часа, а они стоят совершенно сухие и желтые. Будем добиваться ответа управы.

Управы, похоже, с Кузьминовым сотрудничать готовы. Даша, координатор штаба по Красносельскому району, только что вернулась со встречи в управе: «Мы перечислили проблемы, о которых сообщили жители, спросили, что управа собирается с этим делать». Такой открытости городских чиновников к кандидату можно только позавидовать, но Даша считает, что это в порядке вещей: «Если бы управа не шла нам навстречу, они бы выглядели некрасиво».

А сам Кузьминов готов иметь дело и с оппозицией: он откликнулся на призыв коалиции «За Москву» и полтора часа отвечал на острые вопросы. Объяснил, почему выдвинулся так поздно: не был готов оставить «Вышку» ради депутатства, но теперь дума сама себя сделала непрофессиональной, и увольняться не придется. Неубедительно Кузьминов выглядел только один раз: когда Евгений, местный активист из Сокольников, спросил, почему все-таки плакаты с портретом ректора висят на щитках управы в подъездах. «Я могу только сказать, что, если будет ситуация, когда кандидатов не будут ставить со мной в равные условия, я буду бороться за равноправие. Я заинтересован в честной конкуренции», — сказал Кузьминов, пока Евгений пытался объяснить, что равноправие уже нарушено и плакаты Кавказского оттуда срывают.

«Мы приземляемся», — глава штаба формулирует главную идею кампании: перейти к малым, но системным делам. Для Кузьминова, по его собственному выражению, депутатство — это «хождение в народ». Впрочем, программа у Кузьминова такая, что впору заявлять ее мэру, а не депутату полумертвого органа: во всем городе сделать главными пешеходов и общественный транспорт, устроить парки шаговой доступности, снеся ненужные строения, создать московские стандарты — образовательный, экологический, стандарт медобслуживания. Писали ее, отталкиваясь от того, что не получилось у городских властей, — причем еще до его выдвижения, делали в качестве открытой программы для каждого кандидата. А потом Кузьминов решил-таки взяться ее выполнить.

Координатор по Красносельскому району Даша очень надеется остаться работать в команде Кузьминова, если он победит: она доучивается в магистратуре РУДН на социальных науках и подрабатывает переводчиком с немецкого языка, но это лишь временный заработок. В штабе, кроме руководителей, одна молодежь: координатор Басманного района Андрей с факультета права «Вышки» очень уважает Кузьминова лично, пошел в штаб, чтобы поддержать ректора. Выборами он интересуется давно, еще в 2012-м входил в корпус прокремлевских наблюдателей «За чистые выборы». «Хранительница наказов» Юля тоже с факультета права — она рассматривает кампанию как практику, тем более что летом делать нечего.

Опыт, применение знаний, интерес к выборам — но никто из волонтеров не говорит: «Я пришел улучшать жизнь москвичей», хотя именно об этом вся программа их кандидата. И это главное отличие команды Кузьминова от оппозиции, где оказываются люди, жаждущие менять мир. Впрочем, неизвестно, кто больше нужен москвичам — тот, кто хочет сменить режим, или тот, кто хочет всего лишь очистить Путеевские пруды.

Наталия Зотова

http://www.novayagazeta.ru/politics/64827.html

Comments

comments

Добавить комментарий